Деревянная вагонка – это практичный универсальный материал, предназначенный для отделки стен строений. Она не требует специальных инструментов, много времени и особых навыков для монтажа. Поэтому ее популярность постоянно возрастает.

Что нужно знать о вагонке перед выбором:

• Из каких пород древесины производят материал;

• Размеры вагонки;

• Какие бывают дефекты и сорта;

• Способы защиты материала для продления эксплуатационных характеристик.

Рассмотрим все пункты подробнее.

Сырье для производства вагонки

Сырьем может служить любая древесная порода – лиственная или хвойная, от этого зависят технические и эксплуатационные характеристики. На изготовления материала идет:

• Липа;
• Ель;
• Сосна;
• Лиственница;
• Ясень;
• Дуб.

Характеристики вагонки в зависимости от сырья:

• Липовая вагонка применяется для отделки банных помещений, поскольку она имеет низкую плотность и хорошо отражает тепло.

• Материал из ели имеет большую плотность, она сохраняет тепло в помещении и устойчива к влаге.

Вагонка из сосны обладает свойствами сырья, то есть, это погонаж средней твердости, с хорошими шумоизоляционными и теплосберегающими характеристиками.

Лиственничный материал обладает антибактериальными свойствами. Вагонка штиль из лиственницы устойчива к влаге, не подвержена гниению.

Вагонка штиль из ясеня очень прочная, древесина вязкая и плотная, в ней отлично держится крепеж.

Вариант из термоясеня обладает повышенной прочностью, устойчивостью к гниению, сохраняет линейные размеры в процессе эксплуатации, может использоваться для внешней облицовки.

Вагонка штиль из дуба сохраняет плотность и прочность сырья. Она не впитывает влагу, не коробится со временем, не подвергается нападению насекомых вредителей.

Как узнать сорт вагонки

Пиломатериал делится на сорта согласно наличию или отсутствию пороков. 

Вагонка лиственных пород, таких как ясень и дуб выпускаются двух сортов – высшего и первого. Поскольку эта древесина очень прочная, изделия из нее имеют малое количество пороков, и все они возникают в процессе обработки. Например, механические повреждения и сквозные трещины. 

Вагонка из хвойных пород древесины делится на четыре сорта, и у каждого есть допустимые и недопустимые дефекты. Высший сорт или Экстра не имеет пороков. Доски гладкие, без механических повреждений, однородного цвета, без сучков на лицевой стороне. С тыльной стороны допускаются непростроги.

• Класс А. К допустимым порокам относится наличие светлых одинарных и частично сдвоенных сучков, несквозные трещины, открытые и закрытые смоляные кармашки, вросшая кора. Допускаются некоторые дефекты производства – непрострог, ворсистость, бахрома. К допустимым порокам относится покоробленность по кромке и поперечная, небольшие изменения в размере. К недопустимым порокам относится гниль, червоточины, темные сучки, химические и грибковые поражения.

• Класс В. Допускаются одиночные и сросшиеся сучки любой конфигурации (овальные, круглые и продолговатые). Несквозные трещины разного характера шириной не более 1/3 ширины изделия, по длине не более ¼ изделия. Сердцевина с выходом на лицевую сторону. Допустима вросшая кора и твердая гниль, прикрытые и открытые смоляные кармашки. Допускаются дефекты производства не более, чем 1/10 площади изделия. К недопустимым порокам относятся грибковые поражения и червоточины.

• Сорт С. Без ограничений допускаются светлые и темные сучки любой конфигурации, трещины с раковинами, загнившие и табачные. Допустимы трещины, но не более 80% длины изделия, с выходом и без выхода в торец. Допускается сердцевина, смоляные кармашки, гниль и плесень, но не более 10% площади изделия. Дефектов производства не должно быть больше 1/5 площади. Могут быть отклонения от линейных размеров.

Преимущества вагонки

Вагонка – это тонкие неширокие доски разной длины. Предназначены они для отделки стен, в основном, внутри помещения. Разнообразие длины позволяет обходиться минимум отходов, которые тоже идут в дело. 

Возможность подобрать отделочный материал по ширине, толщине и длине – несомненно, является его преимуществом. К достоинствам можно отнести замковое соединение – паз/шип. Благодаря нему соединение ламелей происходит быстро и легко. Крепление вагонки осуществляется на обрешетку, но поскольку толщина досок небольшая, то площадь помещения не уменьшается. 

Вагонка штиль из разных пород древесины имеет ширину 80, 110, 136, 140, 200 мм. Толщина вагонки от 11 до 20 мм. Длина – до 6 м. Чем уже доска, тем меньше она подвержена короблению. Более широкий материал склонен к деформации.

Если вагонкой предполагается обшивать наружные стены, то ее толщина не должна быть менее 18-20 мм. Изготавливается такая вагонка из термоясеня. По свойствам она не уступает такому материалу, как вагонка штиль из дуба. При облицовке фасадов под нее можно укладывать утеплитель.

«Все новости

26 ноября 2021